» » » Аграрная ситуация и продовольственная проблема в экономике Азии
Информация к новости
  • Просмотров: 7163
  • Автор: Lothr1984
  • Дата: 29-02-2012, 14:14
29-02-2012, 14:14

Аграрная ситуация и продовольственная проблема в экономике Азии

Категория: Экономика Азии / Мировая экономика

Аграрная ситуация и продовольственная проблема в экономике Азии

 

 

Страны Азии находятся в разных климатических поясах и по-разному обеспечены природными ресурсами. Жаркие пустыни, холодные высокогорья, сухие степи и влажные джунгли придают дополнительное своеобразие отдельным странам и их хозяйствам. Особенности общей циркуляции атмосферы определяют преобладание муссонного климата с четко выраженной сезонностью (зимой - сухо, летом - влажно) на обширной полосе территории Восточной и Южной Азии. Резко отличаются условия внутри-континентальной части Азии, лежащей высоко над уровнем моря и лишенной достаточного количества влаги. В Юго-Западной Азии господствуют субтропический и сухой тропический типы климата: для них характерны дожди в холодный сезон и засушливое лето.

 

Климат, и особенно влажность, решающим образом влияет на возможности земледелия и расселение людей. Около 70% населения Азии сосредоточено во влажных районах этой части света. Обрабатываемая площадь составляет лишь 17% поверхности, на человека в среднем приходится всего 0,15 га пашни. Пастбища занимают 22% территории Азии, леса - около 20%. Непродуктивных земель в Азии больше, чем в любой другой части света.

 

Сельское хозяйство большинства освободившихся стран находилось в конце 40 - начале 50-х годов прошлого века в кризисном состоянии. В основе кризиса лежала архаичная система аграрных отношений, в которой крупное землевладение (помещичьего типа) существовало вместе с мелким (крестьянским) землепользованием. При этом значительная часть непосредственных производителей выступала в качестве разного рода арендаторов помещичьих земель. Издольщики (отдававшие хозяину земли половину и более урожая) и безземельные крестьяне формировали "низы" азиатской деревни. Такая система, сопровождавшаяся бесконечными поборами, лишала большинство производителей всякой возможности модернизации производства.

 

Преодоление этого кризиса в большинстве стран Востока мыслилось или декларировалось как проведение антифеодальных аграрных реформ, радикальных изменений в социально-экономическом строе, осуществляемых государством. Широкое распространение получили лозунги типа «землю тем, кто ее обрабатывает», "каждому пахарю - свое поле" и т.п. Реформы проводились своеобразными волнами в конце 40 - начале 70-х годов XX в. Целью реформ было ограничение (в идеале - устранение) докапиталистических отношений в агросфере, а следовательно, освобождение крестьянства от всяких форм внеэкономического принуждения. Помимо экономических, реформы преследовали и социально-политические цели - власти старались не допустить социального взрыва в деревне (подобные прецеденты в конце 40 - начале 50-х гг. были зафиксированы во многих странах).

 

В практическом плане в ходе реформ в ряде стран для помещика устанавливался «потолок» землевладения, а земли, его превышавшие, передавались малоземельным крестьянам. Кроме того, в некоторых странах в распределение поступали и неиспользуемые государственные земли. В результате предполагалось, что крупный землевладелец, лишившийся значительной части земли, на оставшемся участке вынужден будет переходить к капиталистическим методам хозяйствования. А непосредственные производители получили бы возможность освободиться от внеэкономического принуждения и повысить уровень товарности и доходов. Оба эти обстоятельства, как полагали реформаторы, восстанавливают социальную справедливость, создают условия для модернизации производства и быстрого повышения урожаев. Для помощи крестьянам в проведении преобразований создавались специальные кооперативы аграрной реформы, во многих странах Азии кооперация рассматривалась и как важный инструмент пореформенного развития сельского хозяйства.

 

Фактически эгалитарные земельные реформы были осуществлены лишь в немногих странах. Так, уравнительное распределение земли между крестьянскими хозяйствами было осуществлено в Японии в ходе реформы, проведенной американской оккупационной администрацией в 1946-1947 годах. Реформа была подготовлена группой экспертов министерства сельского хозяйства США во главе с эмигрантом из России Б. Ладыженским. Японским землевладельцам, не обрабатывающим земли, оставлялось по 1 га, те, кто обрабатывал землю, получили по 3 га. Образовавшиеся излишки земли были выкуплены государством у помещиков по довольно низкой цене и перепроданы со скидкой крестьянам. В результате было создано сельское хозяйство мелких независимых фермеров.

 

Распределение земли в ходе аграрных реформ происходило как за выкуп, так и без выкупа. Все зависело от социально-классовой напряженности в данной стране. На практике выкупные платежи в ряде случаев не были обременительны, тем более что они нередко обесценивались вследствие высокой инфляции. В целом аграрные реформы 50-60-х годов привели к ослаблению докапиталистических отношений и ограничению влияния наиболее мощной группы традиционных собственников, а также повышению жизненного уровня и нарастанию экономической свободы у верхних слоев крестьянства. Иначе говоря, реформы так или иначе выполнили некоторые социальные задачи. Однако вклад аграрных реформ в повышение сельскохозяйственного производства оказался не столь велик. Серьезное увеличение темпов роста агропроизводства наблюдалось только в 50-х годах, уже в следующем десятилетии эти темпы несколько понизились. В Индии, Пакистане, Бирме и Индонезии земельные площади, которые фактически были перераспределены в пользу крестьян, оказались в целом незначительными.

 

Существенной спецификой отличались аграрные реформы в КНР. В начале 50-х годов в стране было осуществлено радикальное перераспределение земель (уравнительное), включавшее их изъятие у деревенской верхушки. Однако создание в конце 50-х годов народных коммун, в которых средства производства были полностью обобществлены, и фактическая ликвидация рынка сельхозпродукции лишили крестьянство стимулов к увеличению производства: в результате развитие сельского хозяйства в 60-70-е годы существенно затормозилось. Лишь с введением системы семейного подряда в землепользовании (земля в Китае остается в общественной собственности) на рубеже 70-80-х годов и восстановлением подсобных промыслов и рыночных отношений экономическое положение в китайской деревне существенно улучшилось. Доля КНР в мировом производстве сельскохозяйственной продукции повысилась с 16% в 1980 году до 24% в 2000 году, превысив удельный вес Китая в мировом населении (21,4%).

 

На Тайване земельная реформа 1951 года напоминала японскую. Излишки земли (сверх «потолка» в 3 га орошаемых и 6 га богарных земель) выкупались государством у помещиков и продавались арендаторам по цене, эквивалентной двум с половиной годовым урожаям. Создавались ассоциации фермеров, государство организовало закупки зерна в обмен на дешевые поставки минеральных удобрений.

 

До определенных пределов мелкое крестьянское хозяйство способно дать толчок к росту производства за счет усиления экономических стимулов, повышения трудозатрат на единицу площади и качества обработки земли. Но для дальнейшего повышения темпов роста агропроизводства может потребоваться масштабное повышение уровня накопления, замещение архаических средств производства современными, динамичное развитие инфраструктуры, массовое применение удобрений. Положение в развивающихся странах ухудшалось из-за того, что в условиях аграрного перенаселения последовательные волны аграрных реформ сопровождались такой парцелляцией (измельчением) земельных владений, которая делала последующую модернизацию мелких индивидуальных хозяйств весьма сложной. Наряду с противодействием консолидировавшейся деревенской верхушки все эти обстоятельства привели к затуханию земельных реформ на рубеже мирового топливно-энергетического кризиса 70-х годов XX в.

 

Необходимо в связи с этим отметить сравнительно слабую обеспеченность азиатских стран земельными ресурсами. Площадь обрабатываемых земель в расчете на душу населения в Азии ниже, чем где-либо еще в мире, составляя в среднем около 0,15 га (0,9 га - в России, 0,7 га - в США). При значительных страновых различиях (1,5 га - в Казахстане, 0,04 га - в Южной Корее, относительно хорошо обеспечены земельными ресурсами Турция и Иран) указанный показатель в крупнейших странах еще ниже: 0,1 га - в Китае и 0,14 га - в Индии. Несколько смягчает положение характерное для Азии превышение посевных площадей над площадью пашни, поскольку во многих районах собирают по два и даже три урожая в год. В частности, в КНР коэффициент повторного сева составляет больше 50%.

 

В условиях малоземелья невысок и средний размер фермерских хозяйств (1-2 га), что существенно отличает агросферу Азии, например, от американской, где площадь пашни, приходящейся на одну ферму, превышает 150 га (в Европе - 20 га). Отсюда вытекают и принципиальные различия в трудоемкости, специализации, товарности, возможностях механизации и т.д. Впрочем, это не означает, что мелкое агропроизводство в Азии бесперспективно, его жизнеспособность подтвердили последние два десятилетия XX века. Поводом для оптимизма служит и опыт Японии, где средний размер фермы составляет 1,4 га.

 

Поначалу для развивающихся стран Азии было характерно расхождение между спросом на товарное продовольствие и его предложением. В колониальный период значительная часть продовольствия (до трети) поступала на рынок под давлением внеэкономического принуждения. В первые десятилетия независимого развития наблюдалось сокращение внеэкономического принуждения и в целом ряде случаев - уменьшение товарности продовольственного сектора. Между тем рост промышленности и городского населения вызывал увеличение спроса на товарное продовольствие.

 

Продовольственная проблема в некоторых странах Востока обострилась к 70-м годам также в силу длительного отставания ряда отраслей сельскохозяйственного производства от роста народонаселения. В первой половине XX века темпы естественного прироста населения на Востоке и темпы роста сельскохозяйственного производства приблизительно совпадали. При этом в большинстве стран производство технических культур росло быстрее, а продовольственных - медленнее, чем население. В результате производство продовольствия в расчете на душу населения даже сокращалось. Демографический взрыв, начавшийся в 50-е годы прошлого века, еще более обострил ситуацию.

 

Негативную роль сыграло также то, что в большинстве азиатских государств на начальном этапе модернизации практически не было других источников финансирования индустриализации (которая рассматривалась как главная цель) кроме сельского хозяйства. Помощь последнему со стороны государства ограничивалась аграрной реформой, ирригационным строительством, содействием кооперации и схемам общинного развития, а также подготовкой квалифицированных кадров: агрономов, техников и т.д.

 

Отставание производства продовольствия от спроса было характерно для подавляющего большинства стран Азии в 60-70-х годах XX в. Относительно успешной была политика достижения самообеспечения зерном на Тайване. Достаточно эффективными оказались земельные реформы в Республике Корея, а также аграрная политика государства в Малайзии, Таиланде и Индонезии (во второй половине 60-х гг.). Примером ограниченных и неудачных аграрных реформ считаются Филиппины.

 

Правда, в этот период страны Азии увеличивали вывоз некоторых видов продовольствия, однако он состоял главным образом из таких специфических товаров, как чай, кофе, какао, специи, тропические фрукты и овощи, пальмовое масло и т.п. Продовольственные же товары массового спроса, прежде всего зерно, приходилось импортировать. Поскольку для большинства стран был характерен хронический дефицит платежного баланса, важным способом приобретения дефицитного продовольствия стала иностранная помощь.

 

Первоначально продовольственная помощь рассматривалась как поддержка союзников США по военным блокам, но затем оказалось, что сельское хозяйство США, получившее мощные импульсы развития в годы Второй мировой войны, производит такое количество излишков, которые достаточны для массированного экспорта в развивающиеся страны (к тому же в конце 50-х гг. страны Западной Европы достигли самообеспечения зерном и сократили закупки продовольствия в США). Отсюда - появление в США законов PL 480 и PL 665, позволявших правительству использовать продовольственные излишки (зерновые, растительное масло и молочный порошок) для помощи союзникам в качестве даров или поставок в кредит с рассрочкой платежей. Продовольственная помощь помогла многим странам выжить и избежать социального взрыва, однако она имела и целый ряд неблагоприятных последствий.

 

Во-первых, для оплаты части помощи требовалась конвертируемая валюта, получить которую можно было, расширяя экспорт в развитые страны. Поскольку не все страны Азии смогли это осуществить, росли их внешние долги, в ряде случаев США были вынуждены списывать эту задолженность или переходить к бесплатным поставкам. Во-вторых, поставки сравнительно дешевого продовольствия из-за рубежа приводили к снижению цен, что подавляло внутреннее производство культур, поставляемых в счет помощи.

 

В результате в 70-е годы прошлого века большинство развивающихся стран Азии столкнулось с острым продовольственным кризисом. Так, в Юго-Западной Азии самообеспеченность зерновыми снизилась с 70 до 45%. В середине 70-х годов тяжелая ситуация сложилась в Южной Азии: импорт достигал 10% внутреннего производства зерна в Индии, 20% - в Бангладеш, свыше 100% - в Шри-Ланке. Импортером зерна был в этот период и Китай. Несколько лучше складывалась ситуация в странах Юго-Восточной Азии, особенно в Таиланде (остававшемся экспортером риса) и Малайзии. Однако в целом оценки экономических проблем агросферы развивающихся стран Азии были очень тревожными, много писали о кризисе развития, появилось выражение "азиатская драма", автором которого стал известный шведский экономист Г. Мюрдаль. Возникли предложения значительного расширения официальной помощи развитию, перестройки международного экономического порядка, вошедшие в середине 70-х годов в документы ООН (Декларация и Программа действий по установлению нового экономического порядка, Хартия экономических прав и обязанностей государств). Требования развивающихся стран в борьбе за "новый международный экономический порядок" (НМЭП) предусматривали, в частности, регулирование цен и сбыта сырьевых товаров, их переработку в самих развивающихся государствах и т.д. Однако практические результаты этой борьбы были невелики, и лишь с прогрессом так называемой зеленой революции в последующие десятилетия положение в агросфере азиатских стран начало улучшаться.


Автор(ы): Н.А. Потапов, А.И. Салицкий, А.В. Шахматов, "Экономика современной Азии"



Понравилась экономическая статья по теме: "Аграрная ситуация и продовольственная проблема в экономике Азии" поделись в:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *

Облако тегов

Архив новостей

^