Норма накопления в освободившихся странах Азии в середине XX века составляла около 8%, то есть находилась на уровне полуторавековой давности по сравнению с развитыми странами. Понятно, что такой показатель не позволял рассчитывать на скорое преодоление экономической отсталости. Его повышение было непростой задачей и требовало энергичных усилий и определенного времени.
С одной стороны, сдерживающими накопление факторами в первые десятилетия независимости выступали низкий уровень технической подготовки и грамотности населения, демографический взрыв, рост непроизводительных, особенно административных и оборонных, расходов, сложная внутренняя социально-политическая обстановка, военные конфликты. Кроме того, на начальных этапах индустриализации приходилось делать особо крупные вложения в пассивные фонды (здания, сооружения, дороги) в ущерб так называемому активному компоненту инвестиций (станкам, инструменту и т.п.). Крайне незначительной в освободившихся странах была первоначально и величина амортизации - источника, обеспечивавшего до 40% инвестиций в развитых странах. Наконец, нехватка валюты не позволяла в ряде случаев трансформировать денежные сбережения в реальное накопление, то есть современное промышленное оборудование, сырье, полуфабрикаты, топливо и технические услуги.
Необходимость быстрого повышения нормы и размеров накопления нередко понималась как потребность в тотальной мобилизации внутренних и внешних ресурсов для экономического развития. Непосредственная конверсия избыточного фактора производства (труда) в дефицитный (капитал) достигалась разными путями. В некоторых странах (например, в КНР в 50-70-е гг.) гигантские масштабы приобрели общественные, нередко принудительные, работы по сооружению инфраструктуры: каналов, дорог, водохранилищ, дамб. В других государствах большие надежды возлагались на повышение накопления в мелком производстве, защищенном от внешней и внутренней конкуренции (Индия). В ряде стран быстрого роста накопления удавалось добиться на базе национализации иностранной собственности (нефтеэкспортеры).
С другой стороны, существовали и факторы, облегчавшие увеличение инвестиций. Более равноправными после достижения политической независимости стали экономические связи с развитыми странами. В западных государствах в 50-е годы рассчитывали на расширение рынков азиатских государств по мере их индустриализации. Поэтому поставки оборудования и подготовка местных технических кадров нередко осуществлялись на достаточно выгодных условиях, включая долгосрочные кредиты азиатским государствам, чему способствовала и экономическая помощь развивающимся странам со стороны СССР. Быстрое обновление основных фондов в развитых странах дало возможность направлять в азиатские государства устаревшее оборудование в рамках программ экономического содействия.
В Японии и новых индустриальных странах в силу скудости природных ресурсов не было необходимости в крупных капиталовложениях в дорогостоящую добывающую промышленность. Ктому же цены на сырьевые и топливные товары в 50-60-х годах были на мировом рынке относительно низкими. Это существенно облегчило решение проблемы накопления, дав возможность концентрировать ресурсы в обрабатывающей промышленности.
Низкий уровень заработной платы позволял получать в Азии более высокие прибыли, чем на Западе. В результате в большинстве азиатских стран повышение нормы накопления до средних западных стандартов заняло полтора-два десятилетия. Раньше других эту отметку (15-20% ВВП) преодолели КНР и Малайзия, новые индустриальные страны, затем - государства-нефтеэкспортеры. Переломными стали 70-е годы прошлого века. В этом десятилетии средняя норма накопления в странах Восточной Азии уже существенно превосходила показатели развитых стран (таблица "Норма накопления в отдельных странах и территориях Азии в 1951-2000 гг. в среднем за период").
Страны и территории Азии |
1951 - 1955 |
1956 - 1960 |
1961 - 1965 |
1966 - 1970 |
1971 - 1975 |
1976 - 1980 |
1996 - 2000 |
КНР | 21 | 32 | 18 | 27 | 33 | 35 | 38 |
Индия | 9 | 12 | 13 | 15 | 16 | 17 | 24 |
Индонезия | 9 | 10 | 11 | 11 | 25 | 26 | 26 |
Пакистан | 10 | 10 | 16 | 13 | 11 | 12 | 18 |
Турция | 9 | 13 | 13 | 15 | 17 | 17 | 25 |
Филиппины | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 18 | 22 |
Малайзия | 14 | 16 | 22 | 22 | 28 | 31 | 32 |
Таиланд | 10 | 12 | 16 | 22 | 21 | 22 | 28 |
Саудовская Аравия | 12 | 11 | 12 | 13 | 18 | 20 | 23 |
Иран | 11 | 11 | 12 | 14 | 20 | 23 | 22 |
Республика Корея | 9 | 8 | 11 | 22 | 25 | 31 | 32 |
Тайвань | 15 | 18 | 20 | 24 | 30 | 31 | 24 |
Сингапур | 11 | 11 | 19 | 27 | 37 | 30 | 34 |
Гонконг (КНР) | 24 | 24 | 24 | 18 | 20 | 24 | 30 |
Источники: рассчитано по: Болотин Б.М., Шейнис В.Л. Экономика развивающихся стран в цифрах. Опьт справочно-статистического исследования. 1950-1985 годы. - С. 488-493; Наумов И.Н. Проблемы формирования и подъема жизненного уровня населения КНР. - М.: Наука, 1993. - С. 267; Economic and Social Survey of Asia and the Pacific-2005. - N.Y.: UN ESCAP. - P. 206-207. Данные округлены. |
Несколько ниже были показатели накопления в государствах Южной Азии, на Филиппинах и в Турции, хотя и в этих странах наблюдалась устойчивая тенденция к их росту. Очевидно, что такая тенденция была в первую очередь связана с развертыванием процесса индустриализации, включая его инфраструктурную составляющую.
Известны в послевоенной Азии и случаи быстрого снижения нормы накопления. В Японии такое явление наблюдалось в начале 90-х годов XX в., после краха "экономики мыльного пузыря" - обвала цен на рынке акций и недвижимости.
К резкому снижению накопления ведут также международные конфликты, внутренняя нестабильность и как следствие - чрезмерные военные расходы.
Восходящее движение нормы накопления в развивающихся странах Восточной Азии было резко прервано во второй половине 90-х годов. Так, вплоть до финансового кризиса 1997-1998 годов неуклонно росла норма накопления в Малайзии. В 1997 году она достигла рекордного уровня в 43%. Однако в 1999 году указанный индикатор вследствие кризиса упал до 22%. В Индонезии сокращение нормы накопления за те же годы составило 10% (с 32 до 22%). В Таиланде валютно-финансовый кризис также прервал длительный инвестиционный бум. Доля инвестиций в ВВП снизилась с 42% в 1996 году до 20% в 1998 году. В 1996-1998 годах произошло сжатие нормы накопления в Республике Корея с 39 до 25%.
Падение ВВП в 1998 году (по сравнению с 1997 г.) составило более 10% в Таиланде, около 13 - в Индонезии, свыше 7 - в Малайзии и чуть менее 7% в Республике Корея. Это был крупнейший кризис в послевоенной экономической истории Азии.
При всем драматизме событий 1997-1998 годов общие темпы экономического роста в Азии в последней четверти XX века значительно повысились. При этом норма накопления к концу столетия в большинстве стран этой части света стабилизировалась на уровне, превышавшем индикаторы конца 70-х годов. Особенно заметное повышение данного показателя в 80-90-е годы отмечалось в Индии - с 17 до 24% и Пакистане - с 12 до 18% ВВП, в Иране - с 15% в 1995 году до 27% в 2000 году. Доля инвестиций в ВВП выросла в Турции, однако в 2000-2001 годах финансовый кризис в этой стране уменьшил норму накопления с 25 до 16%. Во Вьетнаме обновленный экономический курс способствовал росту удельного веса капиталовложений в ВВП с 10% в 1985 году до 30% в начале XXI века.
В целом норма накопления в Азии в последние три десятилетия примерно в полтора раза превышает среднемировой показатель, и это соотношение в новом веке имеет тенденцию к росту. Особенно высок данный показатель в КНР.
Масса накопления прямо зависит от нормы накопления и абсолютного размера ВВП страны, являясь произведением этих двух величин. В ходе индустриализации крупные страны имеют известное преимущество, поскольку благодаря значительной массе накопления могут позволить себе одновременное инвестирование в дополняющие друг друга производства. Тем самым обеспечивается эффект масштаба экономики или ее комплексное многоотраслевое развитие. К таким государствам в Азии принадлежат КНР и Индия, Республика Корея и Япония. Однако преимущества масштаба экономики в первых двух случаях пока в значительной мере "съедает" необходимость осуществления значительных инвестиций в инфраструктуру. По-другому обстоит дело на небольших территориях. В Гонконге, например, изначальное наличие развитой инфраструктуры позволило добиться экономических успехов при относительно невысокой (по меркам Восточной Азии) норме накопления.
На Тайване важную роль в накоплении сыграл внешний фактор. В 1951-1962 годах за счет американской помощи, превышавшей 1/3 всех капиталовложений в экономику острова, были созданы крупные объекты госсектора в инфраструктуре: на транспорте, в электроэнергетике и связи. Лишь в 1963 году внутренние корпоративные инвестиции на Тайване превзошли по объему помощь США государственному сектору. В дальнейшем важным источником накопления стали прямые иностранные инвестиции (ПИИ), поступавшие в том числе и от зарубежной китайской диаспоры (хуацяо). В 1973-1994 годах ПИИ, в частности, составили в среднем около 40% всех капиталовложений в машиностроение при постепенном снижении этой доли в течение периода.
Активным участником инвестиционного процесса было и государство: в 70-90-е годы вклад бюджета и госсектора в валовые капиталовложения колебался в пределах 40-50%.
В Республике Корея внешнее содействие сыграло еще более важную роль в накоплении. В 1955-1970 годах 62% всех инвестиций в экономику страны было осуществлено за счет зарубежной помощи.
В Сингапуре в 70-80-е годы доля иностранных инвестиций в основные фонды доходила до 2/3 их объема.
Возможно, в число стран, создавших более диверсифицированную промышленность, благодаря повышению нормы накопления со временем войдут Индонезия, Турция, Таиланд, Пакистан. В то же время о полномасштабной индустриализации, сравнимой по числу отраслей с разветвленной структурой, сформировавшейся в крупнейших странах Азии, говорить пока не приходится. В менее крупных странах с относительно слабой промышленностью хорошо зарекомендовала себя "частичная индустриализация": сборка готовой продукции из импортных компонентов или экспортная специализация на выпуске узлов и компонентов внутри отдельных отраслей или производств. Такая специализация способствует прямо и косвенно повышению нормы накопления.
Автор(ы): Н.А. Потапов, А.И. Салицкий, А.В. Шахматов, "Экономика современной Азии"
Понравилась экономическая статья по теме: "Норма и масса накопления стран Азии" поделись в: