» » » Роль государства в экономике Азии
Информация к новости
  • Просмотров: 5878
  • Автор: Lothr1984
  • Дата: 23-03-2012, 18:55
23-03-2012, 18:55

Роль государства в экономике Азии

Категория: Экономика Азии / Мировая экономика

Роль государства в экономике Азии

 

 

В государствах Азии роль и функции государства в экономике менялись. Поворотными явились 70-е годы XX в., разделившие послевоенную историю Азии на два этапа. На первом государство не только выполняло регулирующие функции, но и было весьма могущественным непосредственным хозяйства. На втором этапе четко оформились различные направления экономического развития азиатских стран: нефтеэкспортеры, торгово-промышленные анклавы, новые индустриальные страны (НИС) первой и второй волны, сверхкрупные страны и т.д., роль государства в которых не была одинаковой. Однако практически непосредственное участие государства в экономике с 80-х годов прошлого века сокращалось, менялись и методы регулирования экономики. Это явление получило название либерализации.

 

Либерализация экономики отражала в развивающихся странах Азии выросшую дееспособность национальных производителей товаров и услуг, а также успешное решение государством первоначальных задач модернизации и индустриализации. Это означало не уход государства из экономики, а лишь концентрацию его усилий на новых задачах и отказ от исчерпавших себя методов воздействия на хозяйство. В большинстве стран Азии либерализация носила дозированный характер. Во многих государствах в то же время усилились перераспределительные функции бюджета. Доля государственных расходов в ВВП в развивающихся государствах Азии в целом выросла с 17% в 1990 году до 20% в 2000 году.

 

Либерализация дает положительный эффект при достаточной зрелости хозяйства и государственного управления. Неподготовленная или преждевременная либерализация может обернуться кризисами и крупными провалами. Ситуация усугубляется, если отсутствие умения или желания регулировать экономическое развитие новыми средствами государство маскирует риторикой о неизбежности либерализации и оправданности ее негативных социальных последствий.

 

Критика либерализации, ставшая особенно острой после финансового кризиса 1997-1998 годов, на практике означала усиление регулирующих функций государства в валютно-финансовой сфере, а в ряде стран и укрепление его роли как участника экономической деятельности, особенно при создании инфраструктуры. Растет значение государства при подготовке "человеческого капитала", в развитии науки и техники. В начале XXI века происходит своеобразное возрождение идеологии форсированного социально-экономического развития. К такому выводу приходят, например, авторы доклада ОЭСР "Развитие вернулось?" (2002 г.).

 

Государство в странах Азии сохраняет роль организатора социально-экономического развития, защитника внутреннего рынка, бизнес-инкубатора, строителя инфраструктуры, регулятора отношений между национальным и зарубежным капиталом. Некоторое сокращение госсектора не носит здесь обвального характера. В последние годы в Азии инициированы крупные государственные программы смягчения региональных диспропорций в экономическом развитии.

 

Усиление государственного перераспределения становится в Азии важным фактором ускорения экономического роста; возможно, эта тенденция продолжится. В первые годы нового века рост доли государственных доходов и расходов в ВВП был характерен для стран с самой высокой хозяйственной динамикой: КНР, Казахстана, Индии, Вьетнама, Бангладеш, Таиланда. Напротив, в странах с низкими темпами прироста ВВП (Тайвань, Сингапур, Шри-Ланка) наблюдалось уменьшение удельного веса бюджетных доходов и расходов.

 

На современном этапе рыночное качество хозяйства в азиатских странах в той или иной мере достигнуто, достаточно высока и норма накопления. На повестку дня выходит другой вопрос - активизация роли государства в развитии и повышении емкости внутреннего рынка. Последнее трудно представить без усиления перераспределительной роли государства. Это особенно важно, так как основным ограничителем экономического роста становится уже не столько дефицит капитала, сколько недостаток спроса.

 

В настоящее время большинство азиатских стран добились ценовой стабилизации, нередко - при сохранении бюджетного дефицита. В новом веке произошла стабилизация курса ведущих национальных валют государств Азии. Это говорит о возросшем качестве макрорегулирования и благотворно сказывается на международной конкурентоспособности стран, росте внутренних инвестиций.

 

Немаловажную роль в укреплении конкурентных позиций азиатских стран на мировом рынке сыграла политика государства по стимулированию экспорта и защите национальных производителей от конкуренции при импорте товаров из других стран. Активно применялись общегосударственные программы развития экспорта, суть которых сводилась к финансовой помощи экспортерам, включая субсидирование вывоза, предоставление низкопроцентных экспортных кредитов, налоговых и таможенных льгот, оказанию информационных, рекламных и маркетинговых услуг, созданию экспортно-производственных зон и научно-технических парков.

 

Становление и развитие экспортного сектора благодаря использованию протекционистских барьеров и постепенная, очень неспешная либерализация внешнеэкономической и валютной сферы явились важными закономерностями хозяйственного развития крупных стран Азии. КНР и Индии удается сочетать усиление своих внешнеэкономических позиций с целенаправленным формированием отраслевой структуры хозяйства, иностранных и собственных капиталовложений за рубежом. Мирохозяйственные достижения крупнейших азиатских стран являются результатом четкой субординации стратегии, политики и практики, их исторической преемственности и тесной увязки с внутри- и внешнеполитическими задачами.

 

Политику Китая и Индии в области внешней торговли и использования иностранных инвестиций в 80-90-е годы правомерно квалифицировать как сочетание селективного открытия национальной экономики с жестким государственным контролем и протекционистскими мерами. Переход к более либеральной внешнеэкономической стратегии занял, таким образом, достаточно длительный период.

 

Китай ведет все более активную внешнеэкономическую политику. К защите внутреннего рынка подходят диалектично: как к заполнению его конкурентоспособной продукцией, в том числе путем расширения ассортимента за счет импорта.

 

Среди политических императивов только что обретенной независимости была задача органичного сочетания идеологии модернизации с местными культурными, идеологическими и религиозными традициями. Относительно проще эту задачу было решить в странах конфуцианского ареала, что стало важным фактором экономических успехов Японии, новых индустриальных стран (НИС), Китая. Позитивный или широкий национализм умело подчинял модернизацию и открытость внешнему миру сохранению национальной самобытности.

 

Большие сложности возникали в исламских, буддийских и многоконфессиональных государствах. Со временем появление в Азии первых успешных моделей модернизации помогло другим странам нащупать собственные пути продуктивного обновления.


Автор(ы): Н.А. Потапов, А.И. Салицкий, А.В. Шахматов, "Экономика современной Азии"



Понравилась экономическая статья по теме: "Роль государства в экономике Азии" поделись в:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *

Облако тегов

Архив новостей

^