Преимуществом Японии по сравнению с другими азиатскими странами было наличие опыта развития крупной диверсифицированной промышленности. В отличие от нефтеэкспортеров и торгово-промышленных анклавов, индустриализация в Японии опиралась в послевоенный период преимущественно на внутренние источники и с самого начала шла по пути создания комплексной системы хозяйства с развитым машиностроением. Из-за отсутствия достаточных запасов сырья и топлива приходилось экономить валюту и одновременно уделять особое внимание замещению импорта потребительских и инвестиционных товаров. Экспорт поначалу был представлен главным образом товарами. легкой промышленности, некоторыми видами оборудования и прокатом черных металлов.
В 50-е годы прошлого века в Японии были воссозданы ключевые отрасли хозяйства: электроэнергетика, станкостроение и приборостроение, металлургия и химия, судостроение, радиоэлектроника и электротехника. В 60-е годы появились мощная автомобильная промышленность, производство электробытовых приборов, нефтехимия, выпуск синтетических волокон и смол, электроника. Почти универсальный набор отраслей обрабатывающей промышленности, созданных на основе творческого применения передовых зарубежных технологий, обеспечил стране в 60-е годы быстрый рост экспорта: за 10 лет он вырос более чем в три раза. В 1974 году Япония опередила США по экспорту автомобилей, а в 1980 году стала их крупнейшим производителем в мире.
После перестройки, вызванной энергетическим кризисом, в 80-е годы японская промышленность стала все больше ориентироваться на наукоемкие отрасли. В лидеры вышли электронное машиностроение и производство современных средств связи. Старые отрасли (выплавка алюминия и мартеновской стали, производство химических удобрений, этилена и синтетических волокон, некоторые виды судостроения, текстильная и швейная промышленность) были частично свернуты или перенесены в развивающиеся страны. Постепенно начало происходить и перебазирование (полное или частичное) отраслей, принесших Японии успех на мировых рынках: автомобильной промышленности, выпуска бытовой электроники и электротехники. Так, только в странах АСЕАН при участии японских компаний ежегодно выпускается около 2 млн. легковых автомобилей. В числе нынешних хозяйственных приоритетов - информатика и биотехнологии, авиакосмическая техника и электронное машиностроение, возобновляемые источники энергии, производство оптических волокон, медицинской аппаратуры и новых материалов. Япония - мировой лидер в производстве робототехники, вторичном производстве редких металлов.
Япония начиная с середины 70-х годов прошлого столетия стала превращаться из импортера технологий в их экспортера. В вывозе технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химической промышленности, значительная их часть приобретается новыми индустриальными и развивающимися странами.
Промышленный рывок Японии был в немалой степени связан с особой системой мотивации труда, отчасти повторенной в новых индустриальных странах (НИС). Важными чертами этой системы стали проработка вопросов повышения эффективности производства и качества продукции всем персоналом, поощрение инициативы рабочих и коллективистского духа на предприятиях. Преданность фирме стимулировалась премиями за эффективную работу и рационализаторские предложения, значительными надбавками за выслугу лет, крупными выплатами при выходе на пенсию.
В конце 80-х годов японской промышленностью, как правило, управляли инженеры, в то время как американской - бухгалтеры и юристы. Это, несомненно, было сильной стороной японских корпораций по сравнению, например, с американскими фирмами. При этом доходы японских топ-менеджеров превышали зарплату рабочих в 10 раз, а в США - в 500 раз.
Во второй половине 80-х годов в Японии произошел резкий скачок цен практически на все активы (землю, прочие виды недвижимости, ценные бумаги и т.д.). Бум подогревался ожиданиями дальнейшего динамичного роста у всех субъектов экономической деятельности (государства, частных предпринимателей, домашних хозяйств). Ситуация, получившая в экономической литературе название "экономика мыльного пузыря", стала ухудшаться в 1991 году. Падение цен на активы достигло критического уровня в октябре 1993 года, вызвав затяжную рецессию, накопление крупных долгов в банковской системе и у государства. Экономический рост возобновился лишь в 2003 году.
Те же, что и в Японии, процессы наблюдались при осуществлении индустриализации на Тайване и в Республике Корея, которые несколько позже вступили в период форсированного промышленного роста (60-70-е гг. прошлого века). Эти экономики получили название "новоиндустриальные" (к данной группе еще часто относят Гонконг и Сингапур, вместе эту четверку называют еще "новые индустриальные страны (НИС) первой волны"). Удачные земельные реформы (особенно на Тайване) во многом способствовали успешному старту индустриализации. Поначалу в 50-е годы она опиралась на замещение импорта при удовлетворении спроса населения на продукцию легкой промышленности, одновременно на Тайване и в Корее закладывались базисные отрасли: электроэнергетика, транспорт, металлургия. На Тайване становлению этих отраслей (в государственном секторе экономики) в 50-е годы способствовала финансовая помощь США.
В развитии политики замещения импорта выделяют две последовательные стадии. Первая - развитие производства товаров первой необходимости, вторая - выпуск товаров длительного пользования. В новых индустриальных странах (НИС) вторая стадия эволюции внутреннего спроса практически совпала с быстрым развитием экспортного сектора в 70-е годы XX в., что значительно расширило рынок сбыта для местных компаний. Ко второй стадии замещения импорта относят также расширение производства средств производства (электроэнергетика, в том числе атомная, металлургия, машиностроение), развернувшееся в Республике Корея и на Тайване в 70-е годы.
Из-за относительной узости внутреннего рынка Тайвань быстрее переходил от замещения импорта к его сочетанию с развитием экспортного промышленного производства. Уже в 60-е годы прошлого века на этом направлении были достигнуты весомые результаты. Особенностью экономической структуры территории было наличие большого числа некрупных предприятий, работавших по заказам из-за рубежа. Спортивные товары, обувь и кожгалантерея, велосипеды и мотороллеры, химикаты и швейные машины, инструмент и конторское оборудование как традиционные статьи экспорта пополнились в 70-90-е годы производством микрочипов и компьютеров, оптических дисков и диодов, различной бытовой и конторской техники, жидкокристаллических дисплеев, судов, станков и средств диагностики. Весомый вклад в развитие вывоза промышленных товаров внесли зоны экспортной переработки (ЗЭП): Гаосюн (создана в 1966 г.), Тайчжун и Наньцзы (образованы в 1969 г.). Научно-промышленный парк Синьчжу, учрежденный в 1980 году, сыграл важную роль в экспорте высокотехнологичных изделий.
Во второй половине 60-х годов XX в. в Республике Корея также сложился экспортный сектор легкой промышленности, были организованы крупные национальные концерны (чеболи), пробивавшиеся на внешние рынки с продукцией машиностроения. В 70-е годы высокими темпами развивалась тяжелая и химическая индустрия, параллельно, как и на Тайване, бурно прогрессировали производство полупроводников, сборка электронных приборов, бытовой аудио- и видеотехники. К концу десятилетия значительных успехов достигли судостроение и автомобильная промышленность. В 80-90-е годы все перечисленные отрасли заметно укрепились.
В середине первого десятилетия XXI века на Республику Корея приходилось около 30% мирового притока заказов на морские суда, в том числе крупнотоннажные нефтяные танкеры, метановозы и контейнеровозы большой вместимости, а также нефтедобывающие платформы.
Как и Япония, новые индустриальные страны (НИС) в настоящее время форсируют развитие наукоемких отраслей: общее, электротехническое и электронное машиностроение, производство контрольно-измерительных и аналитических приборов, программного обеспечения и систем управления, разработка энергосберегающих технологий. Вслед за Японией Тайвань и Республика Корея стали самостоятельными разработчиками и поставщиками новых технологий. В конце XX века каждая из новых индустриальных стран (НИС) ежегодно патентовала в США свыше 1 тыс. изобретений.
Характерной особенностью при проведении индустриализации в новых индустриальных странах (НИС) была сборка готовой продукции из узлов и деталей, поставлявшихся из развитых стран, прежде всего Японии и США. Со временем эти "частичные" ("отверточные") производства переходили на использование местных компонентов, иногда происходила полная локализация выпуска товара национальными фирмами - в результате индустриальный потенциал, сложившийся при замещении импорта, удачно дополнялся ориентацией на экспорт. Легальное приобретение зарубежных патентов и лицензий нередко сопровождалось «пиратским» изготовлением аналогов зарубежных изделий.
Одними из первых "отверточные" производства возникли в Канаде после введения в Великобритании в начале 20-х годов прошлого века высоких импортных пошлин на некоторые виды промышленной продукции, в том числе фотоаппараты и автомобили. Поскольку на британские колонии и доминионы (включая Канаду) эти пошлины не распространялись, вскоре на канадской территории компаниями США были созданы сборочные производства, выпускавшие фотоаппараты и автомобили и работавшие в основном на экспорт в Великобританию. В Азии первые автосборочные предприятия Форда появились в начале 30-х годов в Турции.
Отношения компаний новых индустриальных стран (НИС) и других азиатских стран с зарубежными заказчиками промышленной продукции иногда укладывают в формулы OEM (original equipment manufacturing), ODM (original design manufacturing) и OBM (original brand manufacturing). Эти формулы означают продвижение местных компаний вверх по цепочке создания стоимости: от изготовления продукции на оборудовании заказчика (OEM) азиатские фирмы могут переходить к выпуску товаров для заказчика по собственному дизайну (ODM) или под собственным товарным знаком (ОВМ).
Постепенное и все более полное овладение разнообразными промышленными технологиями, включая их разработку, следует считать важнейшим результатом и главным направлением индустриализации развивающихся стран Азии, "подсказанным" эволюцией НИС.
В то же время с развитием международного разделения труда широко распространилась внутриотраслевая специализация предприятий новых индустриальных стран (НИС) на отдельных узлах (блоках) конечной продукции, выпускаемой корпорациями других стран. В свою очередь, к концу минувшего века фирмы Республики Корея и Тайваня начали выносить некоторые стадии производства за границу. Тесные зарубежные производственные связи местных компаний, таким образом, стали важной чертой экономического развития новых индустриальных стран (НИС).
Специализацию отдельных стран Восточной Азии часто сравнивали с гусиной стаей: вожак стаи - Япония по мере перехода к выпуску все более сложных и капиталоемких изделий выносила уже освоенные и относительно трудоемкие отрасли в новых индустриальных странах (НИС), те, в свою очередь, по прошествии некоторого времени «сбрасывали» эти отрасли в Малайзию, Индонезию, Таиланд и Китай.
Между хозяйствами новых индустриальных стран (НИС) в последнее десятилетие наметились некоторые отличия. Тайвань, как и Гонконг, вынося производственные мощности за рубеж, главным образом в КНР, идет по пути постепенной деиндустриализации, ставшей особенно заметной на рубеже веков. Республика Корея и Сингапур продолжают сохранять высокую долю промышленного производства в ВВП (таблице "Доля промышленности в ВВП стран и территорий Азии в 1950-2005 гг.").
Страны н территории Азии | 1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2005 |
КНР | 18 | 44 | 40 | 48 | 42 | 44 | 47 |
Индия | 16 | 20 | 22 | 25 | 28 | 26 | 27 |
Пакистан | 7 | 17 | 23 | 26 | 25 | 23 | 25 |
Бангладеш | 7 | 8 | 10 | 16 | 21 | 24 | 26 |
Афганистан | ... | 10 | 15 | ... | 24 | 23 | 26 |
Мьянма (Бирма) | 15 | 17 | 14 | 13 | 11 | 10 | 14 |
Турция | 16 | 23 | 29 | 31 | 30 | 28 | 29 |
Иран | ... | 29 | 39 | 34 | 28 | 31 | 33 |
Индонезия | 12 | 13 | 18 | 43 | 39 | 46 | 46 |
Филиппины | 21 | 24 | 30 | 37 | 34 | 32 | 33 |
Таиланд | 15 | 19 | 25 | 29 | 37 | 42 | 44 |
Малайзия | ... | 19 | 28 | 33 | 42 | 48 | 50 |
Республика Корея | 11 | 21 | 30 | 42 | 37 | 36 | 36 |
Тайвань | 24 | 29 | 41 | 51 | 38 | 29 | 25 |
Сингапур | ... | 18 | 30 | 38 | 33 | 34 | 33 |
Гонконг (КНР) | 17 | 34 | 37 | 31 | 23 | 13 | 10 |
Казахстан | ... | ... | ... | ... | 37 | 38 | 38 |
Узбекистан | ... | ... | ... | ... | 33 | 23 | 29 |
Туркменистан | 57 | 42 | 42 | ||||
Монголия | ... | ... | ... | ... | 41 | 22 | 30 |
Япония | 13 | 31 | 40 | 40 | 41 | 29 | 24 |
* - Включая (помимо обрабатывающей) добывающую промышленность, строительство, электро-, газо- и водоснабжение. | |||||||
Источники: Болотин Б.М., Шейнис В.Л. Экономика развивающихся стран в цифрах. Опыт справочно-статистического исследования, 1950-1985 годы. - С. 374-383; Asian Development Bank (ADB) - Key Indicators 2006. Данные округлены. |
Кратко описанные выше примеры динамичного экономического роста (нефтеэкспортеры, торгово-промышленные анклавы и новые индустриальные страны (НИС)) получили распространение в развитии отдельных регионов (городов) других стран Азии. Так, опыт торгово-промышленных анклавов способствовал широкому применению с 70-х годов XX в. практики организации свободных (специальных) экономических зон - районов с особыми таможенным и налоговым режимами.
Понятно, что тип развития со временем может смениться (как в случае с Дубаем, ставшим из нефтеэкспортера торгово-промышленным анклавом, или, например, Гонконгом, который долго причисляли к новым индустриальным странам (НИС)). Важно, что индустриализация затронула практически все экономически успешные страны Азии, более того, некоторые провели ее в форсированном режиме, увеличив долю промышленности в ВВП с 10-15% до 30-40% за одно-два десятилетия. В некоторых нефтеэкспортерах доля промышленности (добывающей) в ВВП достигла еще больших величин, например, в Саудовской Аравии этот показатель в 1980 году составил более 60%.
И наоборот, экономические проблемы крайне обострены там, где индустриализация буксует или сворачивается, прерывается военными действиями или внутренними конфликтами (Афганистан, Мьянма, Киргизия, Таджикистан, Ирак, Шри-Ланка). Поэтому, несмотря на некоторое снижение доли промышленности в ВВП, наблюдаемое в нескольких странах Азии в последние полтора-два десятилетия (что при высоких темпах роста не означает абсолютного сокращения производства), индустриализация в большинстве стран продолжается.
Автор(ы): Н.А. Потапов, А.И. Салицкий, А.В. Шахматов, "Экономика современной Азии"
Понравилась экономическая статья по теме: "Японский путь развития стран Азии и новые индустриальные страны" поделись в: