Индустриализация требовала концентрации средств для преодоления инвестиционного барьера, свойственного крупному современному производству с дорогостоящим оборудованием. Характерно, что в послевоенной Японии оккупационные власти США провели демонополизацию - дробление крупнейших японских концернов ("Мицуи", "Мицубиси", "Сумитомо", "Ниссан", "Номура" и др.) с целью не допустить быстрого возрождения индустриальной мощи страны. Со временем японские концерны, однако, возродились: этого требовали закономерности процесса накопления и логика конкурентной борьбы на внешних рынках. Так, уже в 1953 году в Японии вышел закон, разрешавший образование картелей экспортерами и импортерами.
По-другому обстояло дело в большинстве азиатских стран, где высокой концентрации капитала до войны почти не наблюдалось. В сельском хозяйстве, бывшем поначалу главным источником ресурсов для индустриализации развивающихся стран, такая концентрация иногда достигалась с помощью кредитной, сбытовой и производственной кооперации, национализации плантаций экспортных культур и налаживания их переработки в госсекторе. Коллективные и государственные формы собственности использовались при строительстве сахарных и табачных заводов, хлопкоочистительных и прессовальных фабрик, шелкомотален. Достаточно активным в этих сферах был и национальный капитал. Его концентрации в производстве потребительских товаров первой необходимости способствовали высокие таможенные пошлины, установленные в первые годы индустриализации.
Однако преодолеть инвестиционный барьер в тяжелой промышленности и при сооружении объектов инфраструктуры с длительными сроками окупаемости частный капитал в большинстве азиатских стран поначалу не мог. Эти функции в первые послевоенные десятилетия взял на себя государственный сектор. На его эволюции мы подробно остановимся в следующей главе. Здесь же отметим, что концентрация капитала в развитых странах в послевоенный период непрерывно нарастает, огромных масштабов инвестиций требует и революция в средствах коммуникации.
Поэтому перед азиатскими странами до сих пор остро стоят проблемы концентрации капитала и создания мощных национальных корпораций, способных конкурировать или на равных сотрудничать с ТНК развитых стран на внутренних и внешних рынках. В условиях глобализации такая потребность становится особенно настоятельной. Вполне объяснимым является настороженное отношение в Азии со стороны местных деловых кругов и правительств к сверхкрупному иностранному бизнесу. Примечательно, что в КНР при регулировании деятельности иностранных инвесторов в первое десятилетие "открытой политики" особое внимание уделялось пропорциональности вкладов участников совместных предприятий. В таких случаях в ходу была поговорка: "Лучше быть головой петуха, чем хвостом коровы". К относительно масштабному сотрудничеству с зарубежными ТНК в Китае шли долгие годы, главными инвесторами в экономику страны до сих пор остаются относительно небольшие компании зарубежных китайцев.
Если в крупных странах Азии высокой концентрации капитала удается добиться национальным компаниям (как правило, межотраслевым концернам), работающим преимущественно на внутренний рынок (или не попадающим под критерии ТНК фирмам-экспортерам нефти), то в относительно небольших странах и территориях давно сформировались транснациональные структуры, в основном ориентированные на внешние операции.
Среди 100 крупнейших ТНК из развивающихся стран свыше половины - компании из Гонконга (25), Тайваня (15) и Сингапура (13). Еще 10 приходится на КНР, 6 - на Малайзию и 5 - на Республику Корея. В общей сложности в Азии расположены 77 из 100 транснациональных корпораций развивающихся стран.
Самые высокие показатели эффективности отличают южнокорейские ТНК. Для этих компаний характерна достаточно узкая специализация, как и для большинства транснациональных компаний развитых стран, исповедующих принцип "если ты не номер один, два или три на мировом рынке - уходи из бизнеса". Вспомним, что еще в 70-е годы, регулируя деятельность чеболей, правительство Республики Корея руководствовалось лозунгом "одна компания - один продукт". После кризиса 1997-1998 годов правительство с помощью кредитов ренационализированных банков стимулировало концентрацию деятельности ведущих корейских ТНК на их ключевых направлениях и обмен непрофильными активами между чеболями.
ТНК из Гонконга (часть которых контролируется Пекином), Тайваня и Сингапура, как правило, более широко диверсифицируют свои активы по отраслям экономики. Одна и та же корпорация может одновременно держать сеть ресторанов и предприятия аэрокосмической' промышленности.
Заметим, что в список 100 крупнейших нефинансовых ТНК мира (критерием был объем зарубежных активов) в 2004 году вошли лишь пять компаний из азиатских стран (не считая Японии). Это гонконгская "Хатчисон вампоа", сингапурская "Сингтел", малайзийская "Петронас", корейская "Самсунг электроникс" и китайская "СИТИК груп".
В то же время очевидно, что крупные корпорации развивающихся стран, работающие главным образом на внутренних рынках и не имеющие статуса ТНК, могут превосходить корпорации развитых стран по общему объему активов (особенно в КНР и Индии), тем более что пересчет этих активов в доллары по валютному курсу значительно занижает их реальную ценность. Не попадают в число ТНК и крупные добывающие предприятия. Например, в список ТНК не входит саудовский гигант нефтеэкспортер "Арамко" - государственная компания, контролирующая более 10% всей мировой добычи нефти и располагающая значительными мощностями по транспортировке и переработке "черного золота".
Ведущие компании развивающихся стран часто отличают более высокие показатели экономической эффективности. Так, в 2005 году средняя прибыль 500 крупнейших компаний КНР составила около 25%, а 500 крупнейших корпораций мира - 10%.
Китайские концерны обычно вырастали из крупных государственных предприятий в обрабатывающей промышленности, финансовых услугах, на транспорте и т.д. Так появились "ТСЛ", "Хайер", "Леново", занявшие заметное место в мировой электронной промышленности, производстве бытовой техники, информационно-коммуникационных технологиях.
В Индии в конце XX века 20 крупнейших торгово-промышленных домов контролировали около 50-60% всех активов корпоративного сектора. На "Тату" и "Бирлу", взятых вместе, при этом приходилось почти 20%.
Решению проблемы накопления, технической реконструкции базовых отраслей, а также создания крупного и конкурентоспособного экспортного сектора в современных условиях способствуют слияния и поглощения (СиП), резко активизировавшиеся в развитых странах со второй половины 90-х годов. В 2005 году величина трансграничных слияний и поглощений (СиП) в этих государствах колебалась на уровне 600 млрд. долл. Объем финансового участия компаний стран Азии в СиП составил 60 млрд. долл. для продавцов и 54 млрд. долл. - для покупателей.
Одной из первых китайских компаний, начавшей делать приобретения за рубежом, был пекинский металлургический комбинат "Шоуган". В начале 90-х годов он купил крупное месторождение железной руды в Перу, прокатный стан в Калифорнии и известного проектировщика металлургического оборудования - фирму "Места" (США). В XXI веке все более заметным явлением становится приобретение зарубежных активов государственными нефтяными корпорациями КНР и Индии.
В развивающихся государствах, где национальный капитал в среднем многократно уступает транснациональным гигантам, политику в области слияний и поглощений внутри страны может облегчать принадлежность предприятий к госсектору. Так, из упомянутых выше пяти крупнейших ТНК Азии три являются государственными ("Синггел", "Петронас" и "СИТИК груп"). В Китае, где госсектор особенно силен, концентрация производства и капитала намного выше, чем в Индии, существенно лучше в КНР и показатели эффективности ведущих компаний (таблица "Валовая прибыль ведущих компаний КНР и Индии в 2005 г.").
КНР | Индия | ||
Компания | Прибыль | Компания | Прибыль |
"Чайна Мобил" | 30.1 | "Тата Моторс" | 5.8 |
"Шанхай Баостил" | 15.8 | "Махиндра энд Махиндра" | 2.9 |
"Леново груп" | 13.4 | "Випро" | 2.3 |
"Хайер" | 12.8 | "Инфосис Технолоджис" | 2.0 |
"Хуавэй Технолоджис" | 5.9 | "Ранбакси Лабораторне" | 1.2 |
Источник: рассчитано по: World Investment Report-2006. - New York, .Geneva: UNCTAD, 2006. |
Как достаточно высокую следует оценить концентрацию капитала в банковской отрасли стран Азии. Крупные государственные банки контролируют преобладающую часть внутреннего рынка кредитов и депозитов в Индии и Китае. Располагая обширной зарубежной сетью, эти структуры пока не считаются транснациональными: объем их внешних операций сравнительно невелик.
Существенно повысил уровень концентрации финансового капитала кризис 1997-1998 годов, причем не только в пострадавших от него странах. К числу транснациональных банков в Азии относятся японские финансовые учреждения, крупные банки" Гонконга и Сингапура.
Концентрация капитала важна и как пространственное сосредоточение взаимодополняющих отраслей и предприятий, дающее так называемый эффект агломерации. Он достигается в ходе продолжающейся урбанизации. Кроме того, эффективным способом территориальной организации накопления стали в Азии специальные экономические зоны (СЭЗ) - территории с особыми (более льготными, чем в стране в целом) таможенным и налоговым режимами. Нередко в таких анклавах устанавливается режим. условно-беспошлинного ввоза: необходимые для дальнейшего экспорта товары освобождаются от импортных пошлин.
Исторически СЭЗ восходят к порто-франко - (свободным) портовым городам с прилегающей территорией, вынесенным из общей таможенной черты государства. В Европе они возникли в XVII веке, их жители, как и иностранные купцы, практически полностью освобождались от таможенных сборов. К таким городам относились Ливорно в Тоскане, Марсель, Дюнкерк и Лориан во Франции, Марстранд в Швеции, ганзейские города - Гамбург, Бремен и Любек. В России порто-франко были Одесса (с 1817 по 1857 г.), Владивосток (с 1858 по 1900 г.). Беспошлинный режим внешней торговли распространялся на всю территорию Амурского и Уссурийского краев, Якутскую область, Мурманский берег. Промышленные предприятия этих территорий, работавшие на экспорт и внутренний рынок, не платили ни ввозных, ни вывозных пошлин. Самые известные в Азии XIX века порто-франко - Гонконг и Сингапур.
Сильно уменьшенная разновидность порто-франко - вольная гавань (свободная таможенная зона) - обособленная часть порта, где осуществляется хранение, сортировка, первичная обработка и упаковка внешнеторговых грузов без уплаты пошлин.
Популярность специальных экономических зон (СЭЗ) в Азии значительно усилилась в 70-е годы и была связана с успехами Сингапура и Гонконга, эффективным использованием этого инструмента в Шэнноне (Ирландия), а также на Тайване, где первые специальные экономические зоны (СЭЗ) (зоны экспортной переработки, ЗЭП) появились в 60-х годах. Организация зон позволяла добиться высокой эффективности инвестиций с точки зрения увеличения экспорта и занятости, а также освоения зарубежного хозяйственного опыта. В основу деятельности специальных экономических зон (СЭЗ) обычно закладывалась идея создания с помощью зарубежных инвесторов ориентированных на экспорт предприятий обрабатывающей промышленности. К середине 80-х годов XX в. в мире насчитывалось свыше 500 специальных экономических зон (СЭЗ) (включая все разновидности), к концу века их число выросло по меньшей мере вдвое. В таких зонах концентрировался национальный и зарубежный капитал, нередко при помощи государства создавалась необходимая инфраструктура. Преобладало "частичное" производство, то есть предприятия с неполным циклом или просто сборочные цеха.
В 1986 году в Республике Корея насчитывалось 11 специальных экономических зон (СЭЗ) (в том числе Масан, Ири, Гуми и шесть экспортных промышленных районов в Сеуле), на Тайване - 4 (Гаосюн, Наньцзы, Фэншань и Тайчжун).
Наибольшего развития и разнообразия видов специальные экономические зоны достигли в КНР. Крупнейшая в мире специальная экономическая зона (СЭЗ) - остров Хайнань, имеющий статус провинции (эту мегазону в Китае считают и наименее эффективной, намного превышающей оптимальные размеры). Хорошо известны специальные экономические зоны (СЭЗ) Шэньчжэнь и Пудун, а также Сямэнь, Чжухай и Шаньтоу на восточном побережье страны. На перечисленные зоны приходится около 17% всей внешней торговли КНР. Разновидностью специальных экономических зон (СЭЗ) являются зоны экономического и технологического развития (ЗЭТР), созданные в 43 крупных городах Китая (на них приходится около 10% внешней торговли страны). В таких зонах часто размещаются технопарки (своего рода специальные экономические зоны (СЭЗ) для предприятий, работающих в сфере разработки новых технологий), еще одним местом базирования которых часто служит территория университетов. Непосредственными субъектами инвестиционного сотрудничества в технопарках часто выступают научные организации. В крупнейших портах страны существуют свободные таможенные (бондовые) зоны, на окраинах КНР образованы зоны приграничного экономического сотрудничества с упрощенными таможенным и пограничным режимами - для развития торговли с соседними странами. С 2000 года санкционировано создание 38 "экспортных производственных зон" (многие из них расположены в центральных и западных регионах), ориентированных на субподрядные контракты. Важная особенность подавляющего большинства специальных экономических зон (СЭЗ) в Китае - низкие арендные ставки на земельные участки для промышленных предприятий и производственные площади (таблица "Соотношение цен и тарифов в городах Азии в 2002 г.").
Электричество | Бензин |
Аренда производственных площадей |
|
Иокогама | 100 | 100 | 100 |
СЭЗ Шэньчжэнь | 75 | 52 | 2 |
Шанхай | 50 | 41 | 4 |
Пекин | 50 | 47 | 4 |
Бангкок | 29 | 48 | 12 |
Куала-Лумпур | 36 | 36 | 5 |
Джакарта | 19 | 14 | 6 |
Источник: данные Азиатского банка развития. |
Среди других азиатских стран, активно использующих эту форму концентрации капитала, выделяются Республика Корея, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Иран, Тайвань. Большую известность, в частности, получил научно-индустриальный парк "Синьчжу", созданный на Тайване в 1980 году. В парке разместились изготовители интегральных схем, периферии, средств связи. В 1995 году экспорт компьютерной техники из "Синьчжу" превысил 10 млрд. долл.
В 2000 году в Иране активно функционировали 8 зон, из которых выделялась специальная экономическая зона (СЭЗ) "Кешм", расположенная на одном из крупных островов в Персидском заливе. В ее развитие вложено 1,5 млрд. долл., здесь производятся водяные насосы, изделия из хрусталя, осветительные приборы, анодная и катодная медь. Строится нефтеперерабатывающий завод. Специализация другой иранской специальной экономической зоны (СЭЗ) "Киш" - прессы для машиностроения, электротовары и электроника, медицинское оборудование, фармацевтика, автосборка. В зоне "Чахбехар" налажен выпуск телевизоров, видеомагнитофонов, стиральных машин.
В первом десятилетии XXI века заметно интенсифицировалась работа зон в Индии. В ноябре 2000 года правительство Индии приняло решение о создании специальных экономических зон (СЭЗ), имеющих более льготные условия для развития бизнеса, чем существовавшие ранее зоны экспортного производства. Либерализация деятельности компаний в специальных экономических зонах (СЭЗ) включает в себя автоматическое одобрение 100-процентных прямых иностранных инвестиций в предприятия обрабатывающей промышленности. Зоны в Кандле, Санта-Крусе и Кочине получили статус специальных экономических зон уже в 2001 году, тогда же было одобрено создание еще 9 специальных экономических зон (СЭЗ) в Западной Бенгалии, Махараштре, Гуджарате, Ориссе, Андхра-Прадеше. В качестве примера для развития взята китайская модель специальных экономических зон.
Далеко не всегда организация специальных экономических зон (СЭЗ) была успешной, мода на них, возможно, уже позади. По мере быстрого экономического роста в странах Азии и расширения их связей с внешним миром более привлекательным для зарубежного капитала становится обширный внутренний рынок, льготы иностранным инвесторам раздражают местный капитал и входят в противоречие с принципом единого (национального) режима для всех предприятий (существующего в ВТО). Кроме того, в зонах, как правило, быстрее растут издержки производства. Сконцентрированный в специальных экономических зонах (СЭЗ) крупных стран капитал начинает распространяться за их пределы, осваивать внутренние районы. С особой силой такой процесс развернулся в китайской провинции Гуандун, где были организованы первые специальные экономические зоны.
Автор(ы): Н.А. Потапов, А.И. Салицкий, А.В. Шахматов, "Экономика современной Азии"
Понравилась экономическая статья по теме: "Концентрация капитала в странах Азии" поделись в: